Галерея
Частозадаваемые вопросы

Татуировка / Виды татуировки


Строго говоря, татуировка – лишь одно из направлений искусства вообще и изобразительного искусства в частности, и несет оно в себе ничуть не меньшую культурную ценность, чем такие столпы, как, скажем, живопись, скульптура, литература и прочие составляющие нашего исторического наследия. Она достойна своей собственной заслуженной ниши в этом пантеоне, благо, что с каждым годом все большее количество искусствоведов обращают свой взгляд на работы художников-татуировщиков. Доверим специалистам разбираться в том хитроумном смешении стилей, которые предлагает татуировка на современном этапе своего стремительного развития, и рассмотрим лишь несколько основополагающих.

Этнический стиль

Многие мотивы и элементы изображений из обихода наших древних предков, сегодня пользуются большой популярностью как основа дизайна татуировки. Простые и вместе с тем замысловатые, они довольно хорошо вписываются в современные модные течения. Разного рода стилизации древних орнаментов можно встретить буквально на каждом шагу, поэтому правомерно сказать, что этот стиль имеет наибольшее распространение. Предпосылок этому достаточно: у одних тяга к корням, другие не хотят заключать в своей тату какой-либо глубинный смысл, да и примитивизм как направление никто не отменял. Разумеется, даже самый банальный орнамент современные мастера могут представить в таком свете, что о примитивном не может быть и речи.

Поднаправлений этнического стиля наверное столько же, сколько и самих этносов, ибо татуировка практиковалась повсеместно (за исключением многих районов Африки, где из-за очень темного цвета кожи шрамирование получило большее распространение). Из особо интересных можно выделить скифский или, так называемый, «звериный стиль». Ему присущи изображения животных, условно поделенные на две части: задняя, как правило, схематичная, и передняя (верхняя), богато декорированная хитроумными узорами и орнаментами, представляющая творение природы в совершенно ином, скорее божественном виде. Интересен этот стиль тем, что существует его оригинальное материальное воплощение. Бальзамированное тело скифского вождя (V-VI век до н.э.), щедро покрытое татуировками, было извлечено при раскопках одного из курганов в Горном Алтае. При изучении данных останков было заключено, что татуировка была выполнена именно методом накалывания.

К этому же стилю можно отнести и татуировку племен Австралии, Индонезии, Папуа Новой Гвинеи и большого количества островов южного полушария. Здесь она, как правило, указывала на положение члена племени. В отличие от мужчин, которые могли это положение менять и, в основном, носили временную раскраску, чаще татуировались женщины, чей социальный статус мог оставаться неизменным на протяжении всей жизни. У тех же племен и народов, которые делали упор на патриархат, каждый этап в становлении мужчины отмечался соответствующей татуировкой: и регалии, и позор. В этих районах основным способом нанесения татуировки было совершение надрезов на коже и последующее втирание в рану пигмента, главным образом, сажи.

Кельтский стиль

Кельтский стиль в современном понимании тоже имел свой процесс становления, сложный и непростой, как и сама история Старого Света, и подвергся огромному влиянию извне, что и способствовало его видоизменению, превращению, развитию. Первоначально он состоял из исключительно растительных мотивов – замысловатых сплетений ветвей, листьев, корней. Уже впоследствии он органично принял в себя мотивы животные, присущие скифам, удивительным образом соединившиеся с оригинальными «вегетарианскими» настолько, что стало весьма проблематично определить, чего там больше, зверя или цветка. Вот это как раз пример межкультурных заимствований, пришедших на смену некоей обособленности, присущей кельтской культуре на протяжении долгого времени. И, несмотря на впитывание атрибутов своих вольных или невольных «соседей», таких как, например, франки, принесших викингам свой романский «оттенок», они сохранили свою самобытность, органично перекликающуюся и с Византийским, и со многими другими стилями, что мы и можем проследить в их весьма своеобразной художественной окраске так называемой «плетенки», широко известной (в вариациях) на территории всей Евразии.

Полинезийский стиль

Впервые заинтересовавший мастеров-татуировщиков в начале XX века стиль племенной татуировки дошел до нас, не теряя свою популярность, как небезызвестный «трайбл». Татуировка в Полинезии всегда считалась священной, поэтому нанесением на кожу соответствующих орнаментов занимались только жрецы и процесс этот непременно сопровождался ритуалами и молитвенными песнопениями от начала и до самого завершения тату. «Пациенты» на протяжении недель и иногда даже месяцев находились в доме шамана, пока тот работал над их телами и душами. Полинезийцы для выполнения рисунков использовали острые кости рыб и птиц, шипы растений, акульи зубы.Иметь татуировку было, можно сказать, одновременно и социальной привилегией, и духовной обязанностью. По тому, сколько татуировок, и насколько качественно они выполнены, окружающие могли судить об общественном положении человека, на коже которого они нанесены. Покрывать татуировкой все тело могли только вожди и их ближайшие родственники.

В отличие от полинезийцев, у маори, коренного населения Новой Зеландии, татуировка наносилась не на все тело, а только на определенные его участки. У женщин татуировалось только лицо, у мужчин – в основном, область от пояса до колен. Так же у мужчин татуировались запястья и грудь, что помогало определить занимаемую иерархическую позицию. Татуировка, «моко», на лице выполнялась особым образом: специальными небольшими долотами, которые, в отличие от накалывания на других участках, оставляли неглубокие надрезы. Основные мотивы моко - спирали, закругленные линии, волны – отличались непременной симметрией. Наиболее сложные орнаменты указывали на действительно высокий ранг человека, в то время как отсутствие моко на лице приравнивало его статус к положению раба. Таких людей называли «папа-теа», «пустое лицо».

Безусловно, интересен полинезийский стиль не только тем, что породил трайбл, а и тем, что дошел до нас практически в первозданном виде и практикуется по сей день.

Японский стиль

Один из старейших из ныне существующих стилей и, наверное, величайший из них. О японской татуировке можно говорить годами и все, что связано с ней, настолько обширно, что не поместится ни в одну из книг, и не упомянуть о ней было бы преступлением.Японская татуировка, как и многие другие, прошла долгий и сложный путь с момента ее заимствования у Китая, где она была известна еще с XI в. до н.э., чрез пик своего развития, пришедшийся на эпоху Эдо, запрет 1868 года, и возрождение, которая она переживает в наши дни.

Основными мотивами японской тату часто были древние легенды и предания, ее героями выступают драконы, животные, самураи, реальные или мифические морские обитатели. Тема воды всегда ассоциируется с японским стилем, ведь жизнь людей там на протяжении веков была теснейшим образом связана с морем.

Характеризует этот стиль его обширность. В течение нескольких лет мастера работали над каждым пациентом, этот процесс был весьма тяжел не только для владельца татуировки, которому приходилось терпеть сильную боль и неудобства процесса заживления, но и для самого хори (художника-татуировщика), который выдерживал невероятное физическое и эмоциональное напряжение в течение многочасовых сеансов. В конечном итоге татуировка представляла подобие кимоно или распахнутого плаща, с незакрашенным центром груди и живота, в нижней части тела заканчивающейся на бедрах, а в верней покрывающей локти и частично предплечья. Вся композиция была строго выдержана в соответствии с канонами традиционной живописи.

Основные принципы древней татуировки актуальны и по сей день:
- Конкретные, а не абстрактные, фигуры центральных мотивов;
- Обязательная, даже подчеркнутая асимметрия (в отличие от той же полинезийской);
- Дополнение мелкими мотивами вокруг основных, плотно заполняющими соответствующие участки тела;
- Использование ярких, максимально контрастирующих друг с другом, оттенков;
- Обведение большинства мотивов отчетливо детализированным контуром. Края композиции считались особо важными, и им уделялось действительно большое внимание;
- Подчеркивание динамики (единоборство воинов или зверей) и статики (например, созерцание цветка);
- Отсутствие пустых моментов композиции: они всегда заполнялись либо отрывками из текстов, либо хитроумными геометрическими орнаментами, либо дополнительными, вспомогательными мотивами;
- Использование естественных выразительных средств, например строения мышц, которые при движении придавали татуировке дополнительную экспрессию, таких частей тела, как соски или пупок, которые всегда органично встраивались в композицию в виде, к примеру, глаза того или иного существа, либо самостоятельного объекта.

Традиционная японская татуировка как никакая другая изобилует символизмом. Будь то растение, животное, какой-либо узор или персонаж: абсолютно каждый элемент композиции наносился с определенным смыслом, позволяя читать готовое «полотно» как карту или книгу. Трактовке символов в японской, да и не только в японской татуировке, следует посвятить совершенно отдельную статью, поэтому здесь мы не будем заострять на ней особого внимания.

Говоря о технике нанесения японской татуировки, необходимо упомянуть, что многие традиционные мастера (часто династические, ибо, как и многие другие, профессия художника-татуировщика у японцев наследовалась из поколения в поколение) до сих пор избегают использования электрических тату-машин. Они считают, что это значительно понижает как ценность самой татуировки, так и авторитет мастера. Традиционно хори-моно (татуировщики) использовали бамбуковые палочки с закрепленными на конце отдельными иглами, либо широкими пучками игл, одновременное проникновение которых в кожу позволяло пигменту лучше усваиваться и покрывать значительную площадь. Выполнение больших участков разбивалось на несколько недель, а порой и месяцев, работа делилась на следующие стадии:
- «Судзи» - первоначально на кожу наносился эскиз всей композиции при помощи черной туши или иного красителя.
- «Отсуми» - инструментом с закрепленными на нем иглами наносился контур рисунка.
- «Бокаси» (оттенение) – накалывание кожи большим количеством иголок, собранных в пучок для достижения необходимого наполнения цветом.
- «Тсуки-хари» («тсуки» - пробивать, «хари» - связка иголок) – неглубокое накалывание отдельных фрагментов рисунка, не оттеняя его. Иголки входили в кожу путем легких ударов основанием ладони, после чего дополнительно вдавливались несколько глубже.
- «Хане-бари» («хане» - отскок, «бари» - процесс татуирования). Данный процесс заключался в том, что во время накалывания руке придавался незначительный замах при точно контролируемой глубине проникновения. Данная техника позволяла достигнуть наилучших эффектов при оттененнии композиции. Это наиболее сложная техника в японской татуировке.

Благодаря своей сложности и действительной художественной ценности татуировка в стране Восходящего Солнца заслужила ранг высокого искусства, воплощения красоты человеческого тела и стала предметом для созерцательных размышлений. Она помогала мужчине продемонстрировать истинно мужские качества, такие, как стойкость, выносливость, физическая и духовная сила. Наряду с мужской, существует и женская татуировка, о которой тоже необходимо упомянуть. Какуси-боро наносилась, как правило, с целью материально, через боль, выразить свою привязанность своему единственному мужчине и обладала поистине интересными свойствами. Выполнялась она путем втирания в разрезы на коже рисовой пудры. Таким образом, незаметная в повседневной жизни, она проявлялась только после употребления алкоголя, во время купания или занятия любовью. В ней отражались удивительные качества верности и жертвенной преданности японских женщин.

Сегодня традиционная японская татуировка возрождается во многом благодаря так называемым «деловым людям», якудзи. Члены японских мафиозных организаций первыми преступили запрет на тату. Строго говоря, они-то его никогда и не соблюдали, невольно сохранив для нас культуру традиционной школы. Как и самураи древности, многие из них предпочитают заплатить очень хорошие деньги за произведение искусства, нанесенное на кожу оригинальным способом, а не современной тату-машиной. Мафиозная татуировка, в свою очередь, несет в себе свой собственный символизм и достойна отдельного исследования.

Несмотря на новые модные течения в японской татуировке с присущим им изобилием чудовищ в виде героев современных мультфильмов и компьютерных игр, (а ведь ширпотреба избежать в любом искусстве сложно), древние и ныне живущие мастера японского стиля не перестанут вдохновлять своим творчеством художников тату по всему миру.

Традиционный стиль

Отношение к остающемуся популярным по сей день традиционному стилю тату является, пожалуй, самым противоречивым. С одной стороны, сложно назвать искусством бесконечное тиражирование однообразных примитивных мотивов, таких как якоря, бабочки, кораблики, профили красоток и другой, как правило, моряцкой, мелкой символики. А с другой, нельзя забывать и о том, что именно традиционный стиль является свидетельством «живучести» искусства, которое на протяжении веков подвергалось гонениям со стороны христианской церкви, налагавшей запрет не только на татуировку, но и на изобразительное искусство в целом. Возникновение и последующее развитие происходило в среде моряков, военных, заключенных, что и объясняет преобладание соответствующих мотивов этого стиля. Наиболее распространен он на территории Америки и Европы, так же, как и само христианство. В свете этого особо занимательным становится тот факт, что, несмотря на показательную набожность, более 40% американцев в возрасте от 18 до 40 лет имеют татуировки.

Cyber, био-механика

Весьма актуальное сегодня направление, представляющее хитроумное сплетение живой материи: органов, частей тела, целых существ с разного рода механизмами, электрическими схемами, окружающими предметами. Сам по себе этот стиль замечателен тем, что не ограничивается ничем, кроме фантазии художника. Неизбежность его возникновения продиктована и тем техническим прогрессом, достижения которого мы видим в окружающей действительности, и тягой к фантастичности и футуризму, и некоей «заезженностью» мотивов традиционной татуировки. Современные произведения кинематографа, литературы, полотна Гигера дают массу вдохновения, находящего материальное воплощение в интереснейших и, в основном, эксклюзивных дизайнах тату. Органично соединяясь с любым из классических стилей, это направление позволяет мастерам наиболее полно раскрыться как художникам, а их клиентам подчеркнуть свою неповторимую индивидуальность.

Sum Design
Rambler's Top100

/   Татуировка   /   Пирсинг   /   Галерея   /   Частозадаваемые вопросы   /   Магазин   /
Copyright © DocTattoo.ru 2009 - 2024